Свяжитесь с нами через форму обратной связи
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Специфика организации коррекционной работы с детьми школы связана с особенностями учеников, они отличаются сниженным уровнем познавательной активности, недостаточным развитием мыслительных процессов и ослабленной памятью.
Некоторые аспекты коррекционной работы:
- Дифференцированный подход. Каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности, уровень развития и степень усвоения материала. При планировании уроков нужно учитывать это. Задания должны быть разного уровня сложности, чтобы каждый ребёнок смог выполнить их в меру своих возможностей.
- Использование наглядных пособий. Визуальные образы помогают детям лучше понять и запомнить материал. Картинки, иллюстрации, схемы, а также физические объекты (игрушки, модели) облегчают восприятие сложных понятий.
- Принцип «малых шагов». Материал подаётся в небольших порциях, с регулярным повторением и закреплением. Важно обеспечить постепенность в обучении, чтобы не перегружать ребёнка информацией и позволить ему усваивать знания в удобном для него темпе.
- Применение игровых методов. Через игру ребёнок легче воспринимает информацию, развивается эмоционально и социально. Например, можно использовать ролевые игры, которые помогают детям учиться взаимодействовать друг с другом, принимать решения, сотрудничать и делиться.
- Создание доброжелательной атмосферы. Дети с умственной отсталостью часто испытывают эмоциональные трудности, такие как повышенная тревожность, неуверенность в себе, раздражительность. Педагог должен создавать в классе спокойную и поддерживающую атмосферу, где ребёнок будет чувствовать себя безопасно.
- Большое внимание воспитательной работе. Важно развивать у детей навыки самообслуживания, коммуникативные умения и элементарные правила поведения.
Коррекционная работа в условиях специальной школы 8 вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда.
Специфика логопедической работы с детьми VIII вида обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальными отклонениями, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей.
Некоторые особенности организации логопедической работы:
- Индивидуализация. Каждая задача коррекции должна состоять из максимально возможного количества простейших задач.
- Направленность на речевую систему в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
- Использование принципа поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
- Максимальное включение анализаторов. Используются зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, а также разнообразная наглядность (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
- Тщательное дозирование заданий и речевого материала. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
Частая смена видов деятельности. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо переключать ребёнка с одной формы работы на другую.
Специфика организации психокоррекционных занятий с детьми VIII вида заключается в использовании специальных педагогических подходов, направленных на преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков.
Некоторые особенности организации занятий:
- Индивидуальный и дифференцированный подход. При общем задании целевые установки могут совпадать, но способы выполнения и содержание задания различаются в зависимости от уровня развития ребёнка.
- Интегративный характер занятий. В рамках одного занятия решается несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития.
- Преимущественно коллективная деятельность. Это взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
- Преподнесение материала небольшими дозами. Материал даётся дробно, с постепенным усложнением, увеличивается количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ.
- Использование различных форм и методов работы. Это могут быть игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии, беседы с учащимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
Создание специально организованной предметно-пространственной развивающей среды. К ней относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
Специфика организации занятий по ритмике с детьми VIII вида заключается в том, что они направлены на коррекцию психофизических недостатков учащихся.
Некоторые особенности занятий:
- Упражнения на ориентировку в пространстве — неотъемлемая часть урока. Цель таких заданий — развить у детей представления о пространстве и умения двигаться в нём.
- Ритмико-гимнастические упражнения выполняются как у опоры, так и без неё. Упражнения у опоры учат детей правильно ходить, контролировать себя с помощью зеркала, вырабатывать правильную осанку.
- Упражнения с детскими музыкальными инструментами развивают мелкую мускулатуру пальцев, а также снимают напряжение или вялость рук.
- Игры под музыку позволяют научить детей передавать характер движения животных, деятельность людей. Используются театрализованные игры-сказки, инсценирование и импровизация песен, игровые упражнения на сочетание движения и слова, упражнения на продолжение заданного ритма.
- Танцевальные упражнения носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляску, учащиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев (притопы, присядка и др.).
- В начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
При организации занятий важно учитывать принципы индивидуализации, систематичности, наглядности, повторяемости материала и сознательности и активности.
Специфика психологической помощи детям VIII вида заключается в работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального и психофизического развития.
Некоторые направления деятельности психолога коррекционной школы:
- Диагностическая работа. Цель — составление социально-психологического портрета воспитанников, определение путей и форм оказания помощи детям, которые испытывают трудности в обучении, общении, психическом самочувствии.
- Коррекционно-развивающая работа. Ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
- Психологическое консультирование и просвещение. Цель — создание условий для активного усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.
Некоторые методы, которые используются в работе с детьми VIII вида:
- Игровая терапия. Даёт ребёнку необходимый жизненный опыт, развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения.
- Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
- Проективный рисунок и рисование пальцами. Даёт возможность детям полнее выразить себя невербально, а также позволяет ребёнку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии.
Некоторые принципы психологической коррекции: системность, опора на ведущую деятельность ребёнка, учёт сохранных звеньев психики ребёнка и другие.
Основная цель психологической службы в коррекционной школе — способствовать сохранению психического здоровья, удовлетворению особых потребностей учащихся.
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:
- обучение совместно с другими обучающимися,
- обучение в отдельном классе обычной школы,
- обучение в специальной школе,
- индивидуальное обучение на дому,
- обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
- дистанционное обучение.
Получение, детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся имеют ментальный тип инвалидности (Ментальные инвалиды – лица с инвалидностью с психическими расстройствами и расстройствами поведения (нередко в сочетании с другими нарушениями развития, например, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательных и сенсорных функций, в этой связи лица с тяжелыми и множественными нарушениями развития), не требующий специального оборудования кабинетов. Ограниченность здоровья обусловлена интеллектуальными нарушениями.
В школе имеется учебные кабинеты, столярные и швейные мастерские, кабинет ОСЖ, кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога), сенсорные комнаты, игровая, спортивный зал, библиотека, столовая, медицинский кабинет для оказания первой помощи.