ГКОУ СКОШИ Домбаровского района
п Домбаровский, Домбаровский район, Оренбургская обл.
  • Детям с ограниченными возможностями здоровья

    Свяжитесь с нами через форму обратной связи

    Специфика организации коррекционной работы с детьми школы связана с особенностями учеников, они отличаются сниженным уровнем познавательной активности, недостаточным развитием мыслительных процессов и ослабленной памятью.

    Некоторые аспекты коррекционной работы:

    • Дифференцированный подход. Каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности, уровень развития и степень усвоения материала. При планировании уроков нужно учитывать это. Задания должны быть разного уровня сложности, чтобы каждый ребёнок смог выполнить их в меру своих возможностей.
    • Использование наглядных пособий. Визуальные образы помогают детям лучше понять и запомнить материал. Картинки, иллюстрации, схемы, а также физические объекты (игрушки, модели) облегчают восприятие сложных понятий.
    • Принцип «малых шагов». Материал подаётся в небольших порциях, с регулярным повторением и закреплением. Важно обеспечить постепенность в обучении, чтобы не перегружать ребёнка информацией и позволить ему усваивать знания в удобном для него темпе.
    • Применение игровых методов. Через игру ребёнок легче воспринимает информацию, развивается эмоционально и социально. Например, можно использовать ролевые игры, которые помогают детям учиться взаимодействовать друг с другом, принимать решения, сотрудничать и делиться.
    • Создание доброжелательной атмосферы. Дети с умственной отсталостью часто испытывают эмоциональные трудности, такие как повышенная тревожность, неуверенность в себе, раздражительность. Педагог должен создавать в классе спокойную и поддерживающую атмосферу, где ребёнок будет чувствовать себя безопасно.
    • Большое внимание воспитательной работе. Важно развивать у детей навыки самообслуживания, коммуникативные умения и элементарные правила поведения.

    Коррекционная работа в условиях специальной школы 8 вида будет эффективной только в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает участие в педагогическом процессе разных специалистов: врачей, учителей-дефектологов, психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, учителей труда.

    Специфика логопедической работы с детьми VIII вида обусловлена особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с интеллектуальными отклонениями, а также характером симптоматики, механизмов, структуры речевого дефекта у этих детей.

    Некоторые особенности организации логопедической работы:

    • Индивидуализация. Каждая задача коррекции должна состоять из максимально возможного количества простейших задач.
    • Направленность на речевую систему в целом. На каждом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.
    • Использование принципа поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.
    • Максимальное включение анализаторов. Используются зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения, а также разнообразная наглядность (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
    • Тщательное дозирование заданий и речевого материала. Любая задача должна быть разложена на простейшие задачи. Одно задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.

    Частая смена видов деятельности. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо переключать ребёнка с одной формы работы на другую.


    Специфика организации психокоррекционных занятий с детьми VIII вида заключается в использовании специальных педагогических подходов, направленных на преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков.

    Некоторые особенности организации занятий:

    • Индивидуальный и дифференцированный подход. При общем задании целевые установки могут совпадать, но способы выполнения и содержание задания различаются в зависимости от уровня развития ребёнка.
    • Интегративный характер занятий. В рамках одного занятия решается несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития.
    • Преимущественно коллективная деятельность. Это взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением.
    • Преподнесение материала небольшими дозами. Материал даётся дробно, с постепенным усложнением, увеличивается количество закрепляющих упражнений, включая материал для повторения и самостоятельных работ.
    • Использование различных форм и методов работы. Это могут быть игры, упражнения, этюды, психокоррекционные методики и технологии, беседы с учащимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

    Создание специально организованной предметно-пространственной развивающей среды. К ней относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.


    Специфика организации занятий по ритмике с детьми VIII вида заключается в том, что они направлены на коррекцию психофизических недостатков учащихся. 

    Некоторые особенности занятий:

    • Упражнения на ориентировку в пространстве — неотъемлемая часть урока. Цель таких заданий — развить у детей представления о пространстве и умения двигаться в нём.
    • Ритмико-гимнастические упражнения выполняются как у опоры, так и без неё. Упражнения у опоры учат детей правильно ходить, контролировать себя с помощью зеркала, вырабатывать правильную осанку.
    • Упражнения с детскими музыкальными инструментами развивают мелкую мускулатуру пальцев, а также снимают напряжение или вялость рук. 
    • Игры под музыку позволяют научить детей передавать характер движения животных, деятельность людей. Используются театрализованные игры-сказки, инсценирование и импровизация песен, игровые упражнения на сочетание движения и слова, упражнения на продолжение заданного ритма.
    • Танцевальные упражнения носят не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляску, учащиеся знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев (притопы, присядка и др.).
    • В начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

    При организации занятий важно учитывать принципы индивидуализации, систематичности, наглядности, повторяемости материала и сознательности и активности.


    Специфика психологической помощи детям VIII вида заключается в работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального и психофизического развития.

    Некоторые направления деятельности психолога коррекционной школы:

    • Диагностическая работа. Цель — составление социально-психологического портрета воспитанников, определение путей и форм оказания помощи детям, которые испытывают трудности в обучении, общении, психическом самочувствии.
    • Коррекционно-развивающая работа. Ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную и социальную сферу жизни и самосознание детей.
    • Психологическое консультирование и просвещение. Цель — создание условий для активного усвоения и использования социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей.

    Некоторые методы, которые используются в работе с детьми VIII вида:

    • Игровая терапия. Даёт ребёнку необходимый жизненный опыт, развивает его психические процессы, воображение, самостоятельность, навыки общения.
    • Психогимнастика. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка.
    • Проективный рисунок и рисование пальцами. Даёт возможность детям полнее выразить себя невербально, а также позволяет ребёнку отреагировать свои эмоции, выплеснуть агрессию на бумагу, дать волю своей фантазии.

    Некоторые принципы психологической коррекции: системность, опора на ведущую деятельность ребёнка, учёт сохранных звеньев психики ребёнка и другие.

    Основная цель психологической службы в коррекционной школе — способствовать сохранению психического здоровья, удовлетворению особых потребностей учащихся.

    Меры поддержки

    Мера поддержки № 1.
    Мера поддержки № 1
    Соцподдержка Школа
    Бесплатное проживание в интернате
    Мера поддержки № 2.
    Мера поддержки № 2
    Соцподдержка Школа
    Бесплатное питание

    Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

    Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

    • обучение совместно с другими обучающимися,
    • обучение в отдельном классе обычной школы,
    • обучение в специальной школе,
    • индивидуальное обучение на дому,
    • обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),
    • дистанционное обучение.

    Получение, детьми с ограниченными возможностями здоровья, образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

    Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    Обучающиеся имеют ментальный тип инвалидности (Ментальные инвалиды – лица с инвалидностью с психическими расстройствами и расстройствами поведения (нередко в сочетании с другими нарушениями развития, например, расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательных и сенсорных функций, в этой связи лица с тяжелыми и множественными нарушениями развития), не требующий специального оборудования кабинетов. Ограниченность здоровья обусловлена интеллектуальными нарушениями.

    В школе имеется учебные кабинеты, столярные и швейные мастерские, кабинет ОСЖ, кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога), сенсорные комнаты, игровая, спортивный зал, библиотека, столовая, медицинский кабинет для оказания первой помощи.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике