ГКОУ СКОШИ Домбаровского района
п Домбаровский, Домбаровский район, Оренбургская обл.
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.

    Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.

    Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

    Структура профстандарта для педагогов

    За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.

    Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.

    Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

    Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

    Профстандарты будут применяться в качестве:

    1. Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.

    2. Средства реализации стратегии развития образовательной среды.

    3. Инструмента роста качества российского образования.

    4. Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.

    5. Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.

    Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

    В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

    В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

    1. Общепользовательская.
    2. Общепедагогическая.
    3. Предметно-педагогическая.

    Новые компетенции педагога:

    • Работа с одаренными учащимися.
    • Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
    • Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
    • Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
    • Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

    Цель применения

    • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
    • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
    • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
    • Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:

    1. Общие сведения.
    2. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
    3. Характеристика обобщенных трудовых функций.
    4. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

    Содержание профстандарта педагога отражает:

    • обучение;
    • воспитательную работу;
    • развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
    • профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
    • профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.

    Перечень профессиональных стандартов в сфере образования

    01.001

    Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

    PDF, 267.28 КБ Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. N 30550

    01.002

    Педагог-психолог (психолог в сфере образования) PDF, 2.08 МБ Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N 38575

    01.003

    Педагог дополнительного образования детей и взрослых PDF, 2.61 МБ  Зарегистрировано в Минюсте России 17 декабря 2021 г.  № 66403

    01.005

    Специалист в области воспитания PDF, 4.76 МБ  Зарегистрировано в Минюсте России 03 марта 2023 г. № 72520

    01.006

    Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий PDF, 883.64 КБ Зарегистрировано в Минюсте России 16 октября 2018 г. N 52440

    01.007

    Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) PDF, 449.9 КБ Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2019 г. N 53396

    01.008

    Руководитель научной организации PDF, 685.65 КБ Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2021  № 63064

    01.009

    Научный руководитель научной организации PDF, 699.2 КБ Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2021  № 63065

    01.010 

    Руководитель образовательной организации высшего образования PDF, 2.2 МБ Зарегистрировано в Минюсте России 12 апреля 2021  № 63071

    01.011

    Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) PDF, 2.85 МБ Зарегистрировано в Минюсте России 02 сентября 2021 г.  № 64848

    01.012

    Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям PDF, 2.09 МБ Зарегистрировано в Минюсте России 19 ноября 2021 г.  № 65912

    01.013

    Руководитель организации отдыха детей и их оздоровления PDF, 1.44 МБ Зарегистрировано в Минюсте России 03 марта 2023 г. № 72519

    01.014

    Педагог-дефектолог PDF, 7.74 МБ Зарегистрировано в Минюсте России 14 апреля 2023 г. № 73027

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике